ртуть
, 53 года5 февраля 2020 23:25
Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира - верхний и нижний[25].
История о сотворении человека начинается словами Бога: "сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт. 1:26) Экзегетика иудаизма предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению[26][27][28], перед тем, как сотворить человека, Бог совещается со своими ангелами. Классический комментатор Танаха, Раши (XII век)[29], делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша[27], на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку "если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями".
Мидраш Берешит Раба[27] описывает совещание Бога с ангелами, интерпретируя стих псалма: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес" (Пс. 84:11/85):
Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: "Не твори", а другие говорили: "Сотвори".
Милосердие сказало - создавай, потому что он творит милосердие.
Истина сказала - не создавай, потому что весь он - ложь.
Правда сказала - создавай, потому что он вершит справедливость.
Мир сказал - не создавай, потому что он - сплошные раздоры.
Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: "и повергнута была истина на землю" (Дан. 8:12). Обратились тогда ангелы к Творцу: "Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: ,истина возникнет из земли" (Пс. 84:12/85)." Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите - человек уже создан.
- Берешит Раба, 8
Согласно другому мидрашу[27], Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии Мидраш Танхума[30], Всевышний обращается к Торе, чьи заповеди заступаются за человека. По мнению Нахманида, Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби Саадия Гаон (X век)[31] и р. Авраам ибн Эзра объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш[27], в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) - тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.
По одному из мнений, приведённых в Талмуде[26], прах для тела Адама был взят Творцом из Вавилона, для головы - из Земли Израиля, а для остальных органов - из прочих стран.
(это из вики)
Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира - верхний и нижний[25].
История о сотворении человека начинается словами Бога: "сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт. 1:26) Экзегетика иудаизма предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению[26][27][28], перед тем, как сотворить человека, Бог совещается со своими ангелами. Классический комментатор Танаха, Раши (XII век)[29], делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша[27], на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку "если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями".
Мидраш Берешит Раба[27] описывает совещание Бога с ангелами, интерпретируя стих псалма: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес" (Пс. 84:11/85):
Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: "Не твори", а другие говорили: "Сотвори".
Милосердие сказало - создавай, потому что он творит милосердие.
Истина сказала - не создавай, потому что весь он - ложь.
Правда сказала - создавай, потому что он вершит справедливость.
Мир сказал - не создавай, потому что он - сплошные раздоры.
Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: "и повергнута была истина на землю" (Дан. 8:12). Обратились тогда ангелы к Творцу: "Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: ,истина возникнет из земли" (Пс. 84:12/85)." Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите - человек уже создан.
- Берешит Раба, 8
Согласно другому мидрашу[27], Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии Мидраш Танхума[30], Всевышний обращается к Торе, чьи заповеди заступаются за человека. По мнению Нахманида, Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби Саадия Гаон (X век)[31] и р. Авраам ибн Эзра объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш[27], в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) - тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.
По одному из мнений, приведённых в Талмуде[26], прах для тела Адама был взят Творцом из Вавилона, для головы - из Земли Израиля, а для остальных органов - из прочих стран.
(это из вики)